МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2016 г. N Д28и-2951
О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ
ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
По вопросу 1.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона. Таким образом, при проведении запроса котировок заказчик подготавливает описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ на основании указанных выше норм Закона N 44-ФЗ.
По вопросу 2.
Согласно частям 1 и 2 статьи 105 Закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Таким образом, обжалование действий заказчика является правом любого участника закупки, при этом в Законе N 44-ФЗ отсутствует требование отзыва заявки участника закупки в случае подачи жалобы на действия заказчика.
По вопросу 3.
Согласно положениям Закона N 44-ФЗ заказчик вправе провести запрос предложений, в случае если необходимо закупить товары и услуги, указанные в подпунктах 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ. Указанный перечень товаров и услуг является исчерпывающим..
Осуществлять закупку путем запроса предложений иных товаров, работ, услуг, не поименованных в части 2 статьи 83 Закона N 44-ФЗ, неправомерно, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, а также по результатам несостоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По вопросу 4.
Положениями Закона N 44-ФЗ не установлены требования в отношении сотрудников специализированной организации, привлекаемой заказчиком в соответствии со статьей 40 Закона N 44-ФЗ.
При этом отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона N 44-ФЗ заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта и связанных с определением поставщика (подрядчика, исполнителя), при осуществлении ею указанных в части 1 настоящей статьи функций от имени заказчика.
По вопросу 5.
Согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 47-48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса) части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в указанных в части 2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ случаях предусмотрено право, а не обязанность заказчика устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта.
При этом, поскольку закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) проводится в рассматриваемом случае по результатам признания несостоявшимися именно запроса котировок, то в случае, если заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ не было установлено требование обеспечения контракта, то при заключении контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик не в праве требовать предоставление обеспечения исполнения контракта.
По вопросу 6.
Согласно части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона.
По вопросу 7.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 365 в часть 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик указывает в контракте перечень случаев для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом в соответствии с частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае, если в проекте контракта предусмотрена возможность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, то заказчик указывает в контракте перечень случаев для принятия такого решения.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов