АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2015 г. N Ф06-3084/2015
Дело N А12-2805/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Ждановой Е.И. (доверенность от 01.01.2015), Яровикова А.Б. (доверенность от 02.03.2015),
в отсутствие:
ответчиков - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2015 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-2805/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", г. Волгоград (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области от 22.09.2014 N 175, и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 15.12.2014 N 1041,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 22.09.2014 N 175 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, вышестоящий налоговый орган) от 15.12.2014 N 1041.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015, заявление общества удовлетворено в полном объеме. На Межрайонную ИФНС России N 2 по Волгоградской области и УФНС по Волгоградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград".
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 2 по Волгоградской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика по основаниям, изложенным в кассационной жалобе. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку введенные договором штрафные санкции и коэффициенты фактически увеличивают стоимость природного газа, что является нарушением порядка ценообразования. Также инспекция ссылается на необоснованное взыскание с нее всей суммы понесенных налогоплательщиком судебных расходов по уплате госпошлины.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
По итогам проверки инспекцией 22.09.2014 принято решение N 175 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде штрафа в размере 215 391 руб. Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислена и предложена к уплате недоимка по НДС - 1 417 705 руб., а также сумма пеней за несвоевременную уплату НДС - 430 116,59 руб.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 15.12.2014 N 1041 ненормативный акт инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлен без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов, и полагая, что названные ненормативные правовые акты затрагивают интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" требования, судебные инстанции пришли к выводу, что суммы неустойки, полученные налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, по условиям договоров поставки газа ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обязалось осуществлять поставку газа, а юридические лица, индивидуальные предприниматели - получать (выбирать) и оплачивать поставленный газ. Договорами установлен ежегодный объем поставки газа, а также суточный договорной объем с разбивкой по каждому месяцу для каждого покупателя в соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
Договоры поставки газа устанавливают также штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема поставки как в отношении отобранного объема газа сверх установленного договором месячного объема, так и в отношении объема газа, который потребитель недобрал за отчетный месяц.
Применение указанных штрафных коэффициентов закреплено разделом 3 "Режим и порядок поставки газа, способы выборки газа покупателем, штрафные санкции" договоров на поставку газа, заключенных ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" с покупателями газа. Данный раздел предусматривает возможность применения штрафа за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх договорного суточного объема, за все сутки месяца поставки.
В пунктах 5.3.2. договоров на поставку газа стороны определили, что фактическая стоимость газа, выбранного по договору в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки поставки, которая рассчитывается по ценам за газ в соответствии с пунктами 5.1., 5.2 договора, с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации.
Налоговые органы, проанализировав взаимоотношения сторон по поставке газа, пришли к выводу о том, что отраженные по счету 76.23 суммы штрафных санкций, предусмотренных за выборку газа сверх предусмотренных договором объемов газа и суммы штрафных санкций, подлежащих уплате при невыборке месячного договорного объема газа, являются элементами цены поставляемого газа, что дает основание налоговым органам исчислять с этих сумм НДС.
Судебная коллегия считает, что судами дана правомерная оценка доводам инспекции ввиду следующего.
В силу статьи 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах; утверждает правила поставки газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации; определяет ценовую политику, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, пунктом 17 которых предусмотрена дополнительная оплата покупателем объема отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Таким образом, пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема.
Налоговый орган, анализируя вышеприведенные положения делает вывод, что, если коэффициент, установленный пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, это цена, то, соответственно, штрафные санкции, установленные договором поставки газа тоже являются ценой, в связи с чем с них необходимо исчислить НДС.
Между тем Правила поставки газа в Российской Федерации не ограничивают право сторон предусмотреть в договоре поставки имущественную ответственность (неустойку) за нарушение режима поставки газа, согласованного в договоре.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, притом, что согласно положениям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Из материалов дела усматривается, что в договорах поставки газа сторонами была предусмотрена неустойка за невыборку договорного объема газа, которую потребитель уплачивал в связи с потреблением газа в объеме меньшем, чем это предусмотрено договором. Неустойкой в данном случае является разница между потребленным (выбранным) объемом газа и договорным объемом.
При потреблении газа в большем объеме, чем установлено договором, предусмотрена обязанность потребителя уплатить поставщику штраф, который рассчитывается с применением коэффициента сверх установленного пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, что является не элементом ценообразования, а мерой ответственности за нарушение договорных обязательств.
Договоры поставки газа подписаны сторонами, выражают их волеизъявление и предусматривают ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств в равной степени, как для поставщика, так и для покупателя.
Судебная коллегия признает правильными выводы судебных инстанций о том, что исходя из положений статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 40, 154, 162 НК РФ, суммы неустойки, полученной налогоплательщиком от контрагента по договору, не связаны с оплатой реализуемых товаров и, соответственно, не подлежат обложению НДС.
Учитывая то, что стороны договора поставки газа в силу норм действующего законодательства не могут каким-либо образом изменить стоимость поставляемого газа, так как этот вопрос отнесен к компетенции государства, довод налогового органа о том, что неустойка, предусмотренная договорами поставки газа, увеличивает стоимость реализованного газа, а, следовательно, является элементом ценообразования, несостоятелен и противоречит нормам законодательства, регулирующим поставку газа в Российской Федерации.
Ссылка инспекции на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Все отраженные на счете 76.23 суммы неустоек за перебор газа - это суммы по обязательствам, возникшим до 2011 года, то есть за пределами проверяемого периода.
Также в проверяемом периоде налоговым органом учтена неустойка за недобор, начисленная за 2008, 2009 и 2010 годы, то есть тоже за пределами проверяемого периода, в подтверждение чего к материалам дела приобщен расчет с отражением претензий, на основании которых штрафные санкции были уплачены потребителями.
Таким образом, инспекция неправомерно включила в налоговую базу по НДС суммы штрафных санкций, обязанность по уплате которых возникла до 2011 года.
В кассационной жалобе инспекция отмечает, что суды не учли доводы налогового органа о том, что к штрафным санкциям применяются положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, в соответствии с которой налоговую базу по НДС увеличивают денежные суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судами дана правомерная оценка доводам инспекции, так как суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой по договору в смысле, упомянутом в статье 162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.
Судебная коллегия не соглашается с доводом инспекции о неправомерном распределении расходов по госпошлине, поскольку в рассматриваемом случае оснований распределять судебные расходы в ином порядке, чем предусмотрено правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось.
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.05.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А12-2805/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН