АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 августа 2015 г. по делу N А70-12216/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Буровой А.А.

судей Кокшарова А.А.

Поликарпова Е.В.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" на решение от 12.12.2014 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 21.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжикова О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-12216/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" (625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Бабарынка, 54, 5, ИНН 7202087007, ОГРН 1027200802375) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) (625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Ирбитская, 16, ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421) о признании незаконным решения.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" - Юрковская Е.М. по доверенности от 05.11.2014 N 9 (до и после перерыва);

от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) - Чимерюк А.С. по доверенности от 31.12.2014 N 80 (после перерыва), Таркова А.В. по доверенности от 19.08.2015 N 69 (после перерыва).

Суд

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" (далее - ООО "АттракционМонтажПроект", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным полностью решения Фонда от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и об обязании Учреждения принять к зачету в счет страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 112 120,44 руб. по листкам нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105.

Решением от 12.12.2014 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, не учли, что законодателем предусмотрено возложение негативных последствий несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства, определяющего выдачу листков нетрудоспособности, непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.

Фонд возражает против доводов кассационной жалобы согласно отзыву.

Из материалов дела следует, что 31.07.2014 Фондом в отношении Общества была проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой был составлен акт от 14.08.2014 N 436 н/с.

Согласно акту проверки выявлены нарушения пункта 4 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) при выдаче листков нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105, в связи с чем по результатам проверки не приняты к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования расходы в сумме 112 120,44 руб.

Решением от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд предложил Обществу перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 112 120,44 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из того, что расходы Общества на обязательное социальное страхование по спорным листкам нетрудоспособности произведены с нарушением законодательства Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.

Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

В силу части 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является Общество.

Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Как установлено судами, 31.05.2013 с Болдыревым А.Г., механиком ООО "АттракционМонтажПроект", произошел несчастный случай на производстве, о чем 07.06.2013 был составлен акт N 4 о несчастном случае на производстве.

На основании листков нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105 Обществом застрахованному лицу были осуществлены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве.

Основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в размере 112 120,44 руб. послужил вывод Учреждения о том, что листки нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105 в нарушение пункта 4 статьи 59 Закона N 323-ФЗ выданы на период свыше десяти месяцев без направления застрахованного лица на медико-социальную экспертизу, в связи с чем расходы Общества на выплату страхового обеспечения не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций руководствовались положениями пункта 4 статьи 59 Закона N 323-ФЗ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ.

Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций, поддерживая выводы Фонда о том, что расходы по государственному социальному страхованию произведены Обществом на основании документов, выданных с нарушением установленного порядка, в связи с чем не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, не учли следующего.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Законом N 255-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 59 Закона N 323-ФЗ при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок N 624н).

Так, согласно пункту 1 Порядка N 624н листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Закона N 255-ФЗ.

В соответствии с пунктом 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Согласно части 2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности (часть 3 статьи 59 Закона N 323-ФЗ).

С учетом изложенного основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Судами установлено, что на запрос заявителя от 25.08.2014 в поликлинику, выдавшую листки нетрудоспособности, с просьбой указать обоснование выдачи листков нетрудоспособности N 127987600688, N 128031946434, N 140042562890, N 140043232010, N 140099662105, получен 12.09.2014 ответ из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2", в котором поликлиника указывает, что при поступлении Болдырева А.Г. на лечение клинический и трудовой прогноз был расценен как благоприятный (согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от 03.06.2013 повреждение относится к категории "легкая"), но после присоединения осложнений в ноябре 2013 года (спустя 5 месяцев) клинический и трудовой прогноз был расценен как сомнительный, неопределенный, что привело к увеличению сроков выздоровления. Также поликлиника указывает, что листки нетрудоспособности были оформлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, первичная медицинская документация оформлена надлежащим образом.

В силу пункта 13 раздела 2 Порядка N 624н по решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.

Согласно пункту 27 Порядка N 624н на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:

очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;

благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью;

необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

При установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ; временно нетрудоспособным лицам, которым не установлена инвалидность, листок нетрудоспособности может быть продлен по решению врачебной комиссии до восстановления трудоспособности с периодичностью продления листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 дней или до повторного направления на МСЭ (пункты 28, 29 Порядка N 624н).

Из вышеизложенного следует, что листок нетрудоспособности может быть выдан, а пособие по временной нетрудоспособности выплачено за весь период болезни (травмы), но не более предельных сроков, установленных законодательством.

Из материалов дела следует, что листки нетрудоспособности выданы на срок не более 12 месяцев, что не противоречит пункту 13 Порядка N 624н.

Принимая во внимание, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорными листками нетрудоспособности, не подвергается сомнению Фондом; доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболевания у работника Общества Фондом не представлено; создание Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда в ходе проведения проверки не установлено; обоснованность выплаты пособия Фондом не опровергнуто, суд кассационной инстанции считает, что оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения у Фонда не имелось.

Кассационная инстанция также отмечает, что согласно статье 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, тогда как негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 10605/12).

На основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением арбитражными судами норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам судебные акты подлежат отмене в части отказа в признании незаконным решения Фонда от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании норм пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что обстоятельства дела по настоящему эпизоду установлены судами в полном объеме, судом кассационной инстанции принимается по делу новый судебный акт - об удовлетворении соответствующих требований Общества.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в размере 5 000 руб. подлежат взысканию с Фонда. Исполнительный лист подлежит выдаче в порядке части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

 

постановил:

 

решение от 12.12.2014 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.04.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-12216/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.09.2014 N 291 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязать Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект".

Взыскать с Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "АттракционМонтажПроект" расходы по государственной пошлине в размере 5 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.А.БУРОВА

 

Судьи

А.А.КОКШАРОВ

Е.В.ПОЛИКАРПОВ