АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2015 г. по делу N А40-175133/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Тетеркиной С.И.,

судей Антоновой М.К., Жукова А.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: Бочкарева В.А., дов. от 15.12.2014 N 167, Томарова В.В., дов. от 23.01.2015 N 59

от ответчика: Говорин В.Н., дов. от 22.04.2015 N 12, Басиров А.А., дов. от 27.01.2015 N 4

рассмотрев в судебном заседании 15.10.2015 кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

на решение от 20.02.2015

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Петровой И.О.

на постановление от 29.06.2015

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Окуловой Н.О., Нагаевым Р.Г., Солоповой Е.А.,

по заявлению ООО "Компания Полярное Сияние" (ОГРН 1028301647593)

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765)

о признании частично недействительным ненормативного акта,

 

установил:

 

ООО "Компания Полярное Сияние" (далее - налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) от 29.05.2014 N 52-16-15/2643 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления суммы налога в размере 16 751 432 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. (п. п. 1, 3 резолютивной части).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015, заявление удовлетворено.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

ООО "Компания Полярное Сияние" в отзыве возражает против удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что нормы материального права применены судами правильно.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения налогоплательщика, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Согласно материалам дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ООО "Компания Полярное Сияние" на основе уточненной (корректировка 1) налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2011 года.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 52-16-15/3159 от 08.04.2014, возражений налогоплательщика и иных материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 29.05.2014 N 52-16-15/2643 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пунктом 1 резолютивной части данного решения Заявителю доначислен налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2011 года в сумме 16 751 432 руб., пунктом 2 - отказано в привлечении Заявителя к налоговой ответственности, пунктом 3 - предписано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для доначисления налога явился вывод инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком предусмотренной абзацем 2 подпункта 12 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) ставки 0 руб. в отношении количества нефти, добытой на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение, поскольку степень выработанности данного участка недр превышала 0,05. Инспекцией указано, что степень выработанности необходимо определять по участку, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии на право пользования недрами, а не по участку, границы которого указаны в горноотводном акте, также являющимся приложением к лицензии.

Кроме того, в оспариваемом решении указано, что в случае, если на 1 января 2008 года запасы участка недр на государственном балансе не числились, налоговая ставка по основаниям, предусмотренным названной нормой, в отношении нефти, добытой на этом участке недр, не применяется.

Решением Федеральной налоговой службы от 22.07.2014 N СА-4-9/14034@ решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке в вышеуказанной части.

Как установлено судами, налогоплательщику выдана лицензия на право пользования недрами НРМ 11062 НР на геологическое изучение недр, разведку и добычу нефти с открываемых в пределах данного участка месторождений, которая зарегистрирована 20.12.2001 за N 1088/НРМ 11062 НР.

Границы участка, предоставленного в пользование и полностью находящегося в Ненецком автономном округе, указаны в приложении N 2 к данной лицензии. Этот участок имеет статус геологического отвода и не имеет ограничения по глубине. Неотъемлемой частью лицензии являются три горноотводных акта, определяющих уточненные границы горных отводов, на которых заявитель в 2011 году имел право добычи нефти. В границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 524 от 2 июня 2006 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Ошкотынское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 742 от 25 ноября 2009 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Центральнохорейверское месторождение; в границах горного отвода, определенных горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, велась добыча нефти на участке недр, включающем Западно-Сихорейское месторождение.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами.

Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам, начиная с 1 января 2009 года.

Поскольку на 1 января 2009 года по данным государственного запаса полезных ископаемых запасы участка недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, не разрабатывались, то есть степень выработанности была 0, в отношении нефти, добытой на участке недр, границы которого определены в горноотводном акте N 789 от 17 декабря 2010 года, в проверяемом периоде налогоплательщик применил налоговую ставку 0 руб.

Налоговый орган счел необоснованным определение степени выработанности отдельно на участке, границы которого определены в горноотводном акте. Полагает, что степень выработанности следует определять суммировано по всем горноотведенным участкам, расположенным в пределах участка недр, границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии, и имеющему статус геологического отвода. Поскольку на других горноотведенных участках, расположенных в пределах геологического отвода, степень выработанности превышала 0,05, налоговый орган счел необоснованным применение ставки 0 руб. в отношении нефти, добытой на участке недр, включающего Западно-Сихорейское месторождение, и произвел начисление налога.

Спор основан на том, что следует понимать под конкретным участком недр, предусмотренным подпунктом 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, - участок в пределах геологического отвода или участок в пределах горного отвода.

Признавая решение инспекции незаконным, суды первой, апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что степень выработанности нельзя определять по участку, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии, и имеющему статус геологического отвода.

Данный вывод основан на толковании подпункта 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ в системе с иными нормами, регулирующими исчисление налога на добычу полных ископаемых, в частности пункта 1.1 ст. 342 НК РФ, регламентирующего расчет степени выработанности конкретного участка; подпункта 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ, определяющим объект налогообложения; а также положениями Закона РФ от 21.02.1992 года "О недрах", дающего понятие геологического и горного отвода.

В пункте 1.1 статьи 342 НК РФ установлено, что степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр в целях применения налоговой ставки в размере 0 руб. по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ.

При этом начальные извлекаемые запасы нефти определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых: на участках недр, указанных в подпунктах 11 и 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ - на 1 января 2008 года.

Согласно пункту 4 статьи 342 НК РФ степень выработанности запасов конкретного участка недр (СВ) в целях указанной статьи рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V), где:

N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, (так как в целях подпункта 12 пункта 1 ст. 342 НК РФ необходимы показатели степени выработанности запасов конкретного участка недр (Св) на 01.01.2009, то следует использовать данные государственного баланса на 01.01.2008);

V - начальные извлекаемые запасы нефти, в настоящем деле определяются с учетом положений пункта 1.1 статьи 342 Кодекса указанных выше, то есть как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 и накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых: на участках недр, указанных в подпункте 12 пункта 1 статьи 342 НК РФ - на 01.01.2008 года.

Из приведенных положений статьи 342 НК РФ следует, что степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр в целях применения налоговой ставки 0 руб. рассчитывается по данным утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2008 как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Режим использования недр, порядок осуществления государственного управления и регулирования в области использования недр, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на пользование участками недр регулируется Законом от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах".

В силу положений статей 7 и 11 этого Закона лицензия на право пользования недрами является государственным разрешением на пользование участком недр, в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью, в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий; участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отводов в зависимости от вида пользования недрами.

Поскольку в силу статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, запасы полезных ископаемых учитываются в государственном балансе в соответствии с пунктом 6 Приказа МПР России от 15.12.2006 N 286 по месторождениям, площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета в пределах участка недр, предоставленного в пользование.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с баланса могут производиться на любой стадии геологического изучения недр.

Имеющаяся у общества лицензия N НРМ 11062 НР от 20 декабря 2001 года является совмещенной, т.е. включающей в себя право на геологическое изучение, а также разведку и добычу нефти на участке недр, включающем Ошкотынское нефтяное месторождение. Границы участка недр указаны в приложении N 2 к данной лицензии и пункте 5 дополнительного соглашения N 1 к соглашению, являющегося приложением N 1 к лицензии N НРМ 11062 НР.

Утвержденные запасы нефти, числящиеся на государственном балансе на 01 января 2008 года за обществом по участку недр, предоставленному в пользование лицензией НРМ 11062 НР составили: V - начальные извлекаемые запасы нефти - 4698 тыс. тонн; N - сумма накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) - 1972 тыс. тонн.

В пределах участка недр, предоставленного в пользование по результатам геологического изучения недр, обществом открыты ряд месторождений, в том числе Западно-Сихорейское.

Протоколом совещания N 18/389-пр от 29 июня 2009 года Федеральное агентство по недропользованию утвердило экспертное заключение N 134-09 от 23.06.2009 по запасам Западно-Сихорейского месторождения.

Запасы Западно-Сихорейского месторождения утверждены в государственном балансе на 01 января 2010 года.

Представленными в материалы дела расчетами регулярных платежей за пользование недрами подтверждено, что по лицензии НРМ 11062 НР в 4 квартале 2010 года заявитель был плательщиком этих платежей в целях поиска и оценки месторождений и в целях разведки полезных ископаемых всего на площади 2423,24 кв. км. Как указывает заявитель, в 1 квартале 2011 года регулярные платежи уплачивались только за работы по поиску и оценке месторождений на площади 2420,73 кв. км, а площадь проекции горного отвода Западно-Сихорейского месторождения (2,51 кв. км) исключена из территории геологического отвода.

Кроме того, Законом "О недрах" предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (статья 29), а разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами (статья 23.2).

Согласно пунктам 3, 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 7 февраля 1998 года за N 56 и Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 года за N 58, зарегистрированной в Минюсте России 13 марта 1998 года за N 1485, горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами.

Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений закона и подзаконных нормативных правовых актов участком недр, предоставленным в пользование для добычи полезных ископаемых, признается горный отвод, границы которого определяются горноотводным актом, в то время как геологический отвод предоставляется в пользование только для геологического изучения недр.

В результате сопоставления приведенных выше норм права и фактических обстоятельств дела судами первой, апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что под участком недр в данном конкретном случае нельзя понимать участок в виде геологического отвода, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 НР. Этот участок не является геометризированным блоком недр - горным отводом, так как он не имеет ограничения по глубине, а имеет статус геологического отвода, в границах которого владелец лицензии имеет право геологического изучения недр.

Судами первой, апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод инспекции о том, что участок недр, пространственные границы которого указаны в приложении N 2 к лицензии НРМ 11062 НР, имеет статус геологического отвода на период геологического изучения недр и горного отвода на период добычи углеводородного сырья, как противоречащий закону, поскольку из приведенных выше положений нормативных правовых актов и условий лицензии на право пользования недрами, следует, что статус горного отвода имеют только отдельные участки недр с выявленными и прошедшими государственную экспертизу запасами нефти, право на добычу нефти на которых предоставлено в пределах границ, указанных в горноотводных актах.

При таких обстоятельствах, определение заявителем степени выработанности конкретного участка недр в виде горного отвода, границы которого определены горноотводным актом N 789 от 17 декабря 2010 года, предоставленного для добычи нефти на Западно-Сихорейском месторождении, соответствует положениям статей 336, 342 НК РФ и статьи 7 Закона "О недрах". При этом степень выработанности участка недр в границах, определенных в данном горноотводном акте, была определена заявителем именно по всему этому участку недр в целом. Показатели степени выработанности отдельных объектов разработки в пределах участка недр заявителем не использовались.

С учетом приведенных положений нормативных правовых актов, устанавливающих, что горноотводный акт является неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, определение степени выработанности запасов конкретного участка недр в границах горного отвода не противоречит разъяснениям ФНС России, содержащимся в письме от 22 мая 2013 года N СД4-3/9182@.

Кроме того, из указанного письма ФНС России, из письма ФНС России от 26 марта 2013 года N ЕД-4-3/5095, из письма Минэкономразвития России от 7 ноября 2006 года N 16542-КА/Д07, на которые ссылается налоговый орган, а также из писем Минфина России от 15 ноября 2006 года N 03-07-01-04/28, от 20 декабря 2006 года N 03-07-01-04/34 следует, что в качестве участка недр, степень выработанности которого подлежит определению при применении положений главы 26 НК РФ, необходимо рассматривать горный, а не геологический отвод.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что нормы права были применены судом правильно, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А40-175133/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий судья

С.И.ТЕТЕРКИНА

 

Судьи

М.К.АНТОНОВА

А.В.ЖУКОВ